УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ

Работы, участвовавшие в

районном конкурсе сочинений "Война в судьбе моей семьи"

Download
Арзамазова_Сочитение.docx
Microsoft Word Document 12.1 KB
Download
Смолина_Сочитение (1).docx
Microsoft Word Document 14.8 KB
Download
Ботнарь_Сочинение (1).docx
Microsoft Word Document 12.4 KB
Download
Москалец_Сочинение (1).docx
Microsoft Word Document 523.4 KB

Download
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Особенное наше поколение»
Посвящено творчеству К.Ваншенкина
Сценарий литературно.docx
Microsoft Word Document 14.3 KB

Download
Урок в 8 классе по рассказу М.Зощенко "Обезьяний язык"
учитель: Федоренко Ж.А.
ОРУЖИЕ СМЕХА.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 1.5 MB

Download
учитель: Шевченко Н.Р.
Урок в 6 классе Роль имени числительного
Microsoft Word Document 958.8 KB

Download
"Горе от ума"
Справочный материал и вопросы.
Автор: Шевченко Н.Р.
кейс Грибоедов.docx
Microsoft Word Document 15.6 KB
Download
Тест "Безударные гласные"
Автор: Шевченко Н.Р.
тест Без гл.doc
Microsoft Word Document 43.0 KB
Download
Упражнения на исправление грамматических ошибок
Автор: Шевченко Н.Р.
Гр.ош.Упражнения.doc
Microsoft Word Document 29.5 KB
Download
Тест "Однородные члены"
Одн чл Тест.doc
Microsoft Word Document 26.5 KB
Download
Словообразование
6 кл. Алгоритм определения способа образования имен существительных.
Сложные существительные
Упражнения
Тестовый контроль
Автор: Шевченко Н.Р.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.docx
Microsoft Word Document 17.6 KB

Download
Автор: Стразова А.Г.
Адаптивная технология обучения.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 92.5 KB

Download
Белла.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 5.7 MB

"О" или "А"? Новый взгляд на тему "Чередование гласных в корне слова"

Попкова Елена Викторовна, преподаватель русского языка и литературы ГОУНПО «ПУ-6», г.Лысьва, Пермский край

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Любую тему по русскому языку учитель повторяет с учащимися за время обучения несколько раз: на заключительных уроках, на уроках обобщения материала в 9 классе, при повторном изложении темы в училище (колледже).

Это скучновато для тех, кто знает материал; для тех, кто не любит язык, это скучно вдвойне: много, снова надо учить - т.е., различать, запоминать, «забивать голову».

Поэтому всегда с восторгом встречаю примеры нестандартного изложения материала. Кое-что придумываю сама, чтобы ребята по-новому взглянули на свой язык, полюбили его, восхитились им.

В данной работе предлагаю свои «находки» по теме "Правописание корней с чередованием гласных А - О". Материал апробирован в течение нескольких лет и одобрен Пермским институтом усовершенствования учителей. Он позволяет (и это особенно нравится ребятам и вызывает их интерес!) не учить материал, а взглянуть на него по-новому, может быть, впервые над чем-то задуматься. И, тем не менее, запомнить нужное правописание надолго. У многих даже появятся «любимые» корни, а значит, они окажутся на один шаг ближе к любви - к Родине, к её языку.

Во-первых, материал можно разделить на части, в каждой из которых правописание зависит от одинакового признака:

1ч.: от наличия за корнем суффикса А (кас - кос; лаг - лож).

2ч.: от ударения (гар - гор).

3ч.: от какой-либо буквы (или сочетания букв) после корневой гласной (раст - рос -ращ ; скак - скоч).

4ч.: от слов-«ключей» (зар-зор; твар-твор; клан-клон; плав-плов; скак-- скоч; глат-глот).

5ч.:от значений (равн-ровн; мак-моч- мок).

Но подобное деление не подходит, когда надо выяснить разницу в правописании коней ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР. В сознании крепко перепутываются понятия чего-то горящего - и зарева на небе. Чтобы помочь учащимся легко запомнить и различать оба правила, предлагаю использовать простые, «детские» рисунки (психологи правы, когда говорят, что смешной «детский» рисунок легко восстанавливается в памяти и помогает запоминанию и верному написанию).

Итак, при изучении корней ГАР-ГОР рисуем человечка, загорающего под солнцем. Рисунок вызывает добрую улыбку, легко вспоминается и выводит на правило. Один «лучик» изображаем длиннее остальных. Он, будто ударение, помогает запомнить:

А – ПОД УДАРЕНИЕМ (ЗАГАР),но (ЗАГОРАЮ), О- БЕЗ УДАРЕНИЯ.

Изучая корни ЗАР-ЗОР, учу пользоваться ключевыми словами: ЗАРЕВО, ЗОРЬКА, ЗАРЯ. Все они – синонимы, т.е., сходны по значению и обозначают «красный отсвет на небе». Знание только 3-х слов-«ключей» снова легко выводит на правило:

ПОД УДАРЕНИЕМ-ТО, ЧТО СЛЫШИТСЯ (А или О), БЕЗ УДАРЕНИЯ – ТОЛЬКО А.
(читать полностью)